Реставрация собора после пожара. У меня уже был опыт реставрационной работы | in4o.ru

Реставрация собора после пожара. Летом 2006 г. в Гродно произошла беда – выгорела правая сторона деревянного алтаря Кафедрального собора св. Франциска Ксаверия. У меня уже был немалый опыт восстановительной работы, договориться помочь.

Размах предстоящих работ поражал иконостас все-таки почти 20 м в высоту. Почти все детали алтаря правой стороны были симметрично отражены слева (фото 1). Но отдельный элементы были утрачены. Мы обратились ко всем, кто когда-либо снимал внутреннее убранство. По фотографиям и возобновляли (фото 2). Повезло, что незадолго до пожара студенты с кафедры архитектуры одного из университетов делали план алтаря. Габариты, конечно, условные, верхняя часть вообще мерилась на глаз. Но этот план очень помог в подборе профилей, фигур, их размещении.
Одновременно с основным фронтом работ довелось заниматься реставрацией частей алтаря, не тронутых огнем, но сильно подточенных временем. Нижняя часть колонн была настоль трухлявой, изъеденной жучком, что по структуре напоминала губку. Давление сверху даже деформировало некоторые элементы. К тому же, алтарь был построен на деревянных гвоздях. При детальном осмотре оказалось, что вся эта деревянная громадина стоит не на фундаменте, а на песчаной подушке. И нижняя часть иконостаса абсолютно не повреждена жучкам.
Древние профессионалы были гениями: дерево «дышит», периодически разбухает и усыхает, реагирует на атмосферные явления, колебания влажности внутри храма. Поэтому конструкция должна работать и на расширение, и на сужение. При твердом креплении алтарь развалился бы на куски. Тонко рассчитана система компенсаторов, распределение напряжения. Породы древесины использовали разные: березу на колоннах, липу в резьбе, лиственницу в самых верхних элементах, смолистую сучковатую сосну в самом низу. Много проблем доставили слои краски, накопившейся за столетия на алтаре. Самый старый слой лак на растительной основе. Самый молодой краска на основе казеинового клея 60-х гг. прошлого века. Никакой растворитель не берет реальный панцирь.

Вся резьба – ручная работа (фото 3). Механически мы делали только контурные профили. Для этого пришлось, правда, мастерить ножи 52 комплекта (фото 4)!

Один из самых ярких заказов замена дверей в гродненском православном соборе. Одну, самую сохранившуюся, отреставрировали, чтобы можно было представить, как все это выглядело 100 лет назад (фото 5). Вообще, в исторической части города уже несметное количество зданий красуется моими изделиями. Банки, офисы, муниципальные учреждения, даже драмтеатр.

Двери моего производства клееные. Каркас обрабатываю зубчатой фрезой: она увеличивает площадь склеивания в два раза. Даже хороший, без изъянов цельный брусок разрезаю пополам вдоль. Переворачиваю одну из половинок и складываю. Такой прием меняет направленность волокон: нет выворачивания бруска, волокна гасят напряжение. Каждая лестница уникальна, ведь ее нужно вписывать в помещение с индивидуальными характеристиками . По высоте и ширине помещения рассчитываю длину тетивы, количество, высоту и размер ступенек.

Важно! Высота ступенек непременно должна быть одинаковая! Разница больше 1 см это уже опасно. Индивидуум привыкает к одному шагу, за нестандартную ступеньку легко зацепиться. Рассчитываю для каждой ступени специальную точку, вокруг которой человек поворачивает. В месте хода ширина ступени должна быть одинаковой! При этом расстояние до точки поворота не менее 45 см (см. рис. ). Еще один серьезный момент: расстояние между балясинами лестничных перил нужно подбирать так, чтобы ребенок не мог просунуть голову. Обрабатываю ступени чаще всего специальным воском. Плоскость получается идеальной, шелковистой, матовой, устойчивой к физическим нагрузкам.
Недостатки, вмятины, дырки от гвоздей на мебели или дверных наличниках Прячу, замазывая промятым цветным воском.

Author: Артур